Историческая справка

Печенежин
(Коломыйского района, Ивано-Франковской области)

Исторический очерк

Печенежин— одно из старейших поселений Прикарпатья. Археологические исследования, проводившиеся Институтом археологии Академии наук УССР в 1971-1973 гг., доказали, что территория поселка была заселена в период неолита и бронзы. Найденные орудия труда (каменные топоры, кремневые ножи и серпы, зернотерки) в урочищах Осова, За верхами свидетельствуют о том, что здесь жили племена Трипольской культуры, а найдены римские монеты (динарии), гончарные печи в урочище “Царина” подтверждают связи местного населения с римлянами и развитие ремесла, особенно гончарства. Исследуя курганы в урочище Диброва, ученые пришли к выводу, что они датируются II-V вв. и принадлежат предкам восточнославянских племен. Они считают, что карпатские курганы — это могильники белых хорватов, о которых упоминает летописец Нестор в Повести временных лет.
Среди старожилов бытует легенда, что название Печенежин связано с печенегами. Она рассказывает, что Ярослав Мудрый, разбив печенегов в 1036 году под Киевом, гнался за ними в предгорья Карпат и догнал их в северо-западной окраине поселка, в урочище Побоище. Именно здесь произошло ожесточенное сражение, часть врагов заключалась в бою, а остальные сдались в плен на ласку князя, который поселил их на территории Печенежина в урочище Заплеша. Пленные впоследствии ассимилировались с местным населением. Название поселка связывает с печенегами и академик В.В.Грабовецкий, уроженец Печенежина.

Историческая справка

Академик В.В.Грабовецкий

В XIV веке. Западную Украину захватила Польша. К этому времени Печенежин был уже городком, а в замке, построенном еще в княжеские времена, находилась королевская администрация. Печенежинские земли захватили польские магнаты, сначала Шепаровские, а затем Потоцкие и ввели здесь фольварковую и арендную форму хозяйствования, беспощадно эксплуатируя крестьян. Печенежин и окрестные деревни не раз подвергались опустошительным нападениям турок и татар. В 1500 г., 1515 г. татарская орда почти полностью уничтожила и сожгла поселок, а жителей унесла в неволю. В 1624 г. турки снова почти полностью сожгли Печенежин, в том числе и монастырь отцов Василиан.
Осенью 1648 г. во время успешного похода казаков и восставших крестьян Б.Хмельницкого на Львов и Замостье, в Покутье сформировалась повстанческая армия численностью 15 тысяч народных мстителей под командой Семена Высочана. Заболотовская группа повстанцев С.Высочана и печенежинцы под руководством народного полковника Ивана Кравца штурмом получили замок Потоцкого в Печенежине, полностью его уничтожили, нанесли ущерб на 40 тысяч злотых.
Польские господа и арендаторы усилили эксплуатацию местного населения, увеличили барщину и разные повинности, что вызвало протест, вылившийся в форме опришковского движения в Прикарпатье. Особый размах это движение приобрело, когда его возглавил Олекса Довбуш, родившийся в 1700 г. в д. Печенежин. Сын бедного пастуха Василия Довбуша был сильным, смелым и встал на защиту крестьян. Он почти 7 лет наказывал господ, хорошо знал родные горы и был неуловим для врагов. Напуганный размахом опришковского движения, коронный гетман Иосиф Потоцкий направил в Прикарпатье 2500 воинов и лично возглавил борьбу с народными мстителями. Однако схватить и расправиться с мужественным предводителем паны не смогли, потому что его поддерживал народ. Олекса Довбуш погиб от пули коварного польского наемника Степана Дзвинчука 24 августа 1745 г.

Памятный знак Алексею Довбушу, 1971 г.

Память о Довбуше живет и сейчас в легендах, песнях, преданиях, исторических названиях. Земляки увековечили народного мстителя в памятном знаке, мемориальном музее, названии улицы.
В 1766 г. по королевской привилегии Печенежин получил статус городка с магдебургским правом. В настоящее время в Печенежине проживало более 800 жителей. 1772 г. Прикарпатье захватила Австро-Венгрия, правительство которой делало все, чтобы превратить этот богатый край в свою колонию. В 1787 г. печенижинский магнат Теодор Потоцкий продал австрийскому государству свое имение, перешедшее в государственное управление. Впоследствии в Печенежине было восстановлено уездное староство и восстановлен статус города. В XIX в. численность населения Печенежина быстро растет. В 1870 г. в городке проживало 5200 человек. Здесь работали кирпичный завод, 5 мельниц, лесопилка (пилорама). С увеличением промышленной добычи нефти в Слободе Рунгурский предприниматель С. Щепановский в 1881 г. строит в Печенежине нефтеперерабатывающий завод (рафинерию нефти). Одновременно сооружается железная дорога Коломыя-Слобода через Печенежин; первый поезд пошел в 1887 г. Железная дорога действовала до конца второй мировой войны. Однако жизнь местного населения из-за тьмы неграмотности, бесправия, истощения в труде на чужаков была нищей.

Церковь Святого Дмитрия, 1629 г.

В конце XVI в. на месте сожженной татарами церкви была построена часовня, в которую в 1629 году достроили деревянную церковь. Она сохранилась в основе своей до настоящего времени. В 1870 г. на средства сельского общества была построена еще одна церковь Архистратига Михаила. Первая школа в Печенежине, которая носила общественно-церковный характер, называлась дьяковкой и возникла в конце XVIII в. Помещение этой школы-благодарности сохранилось до сих пор при нижней церкви Святого Дмитрия. В 1816 г. была открыта в Печенежине начальная народная школа, первым учителем которой стал Иван Дубовецкий. Благодаря стараниям сельского общества в 1888 г. было построено помещение новой школы, а с 1895 г. в Печенежине действует 4-классная школа, но не все дети имели возможность учиться.

В начале ХХ ст. в Галиции активно формируется украинское национальное сознание. В 1895 г. в Печенежине было основано общество «Просвита», а впоследствии на средства и усилиями местного населения построено собственное здание «Просвещения». Она стала национальной святыней, центром украинского национального духа. При читальне «Просвіти» работали библиотека, в которой насчитывалось более 500 книг по истории Украины, культуры и искусства, драматический, хоровой и музыкальный кружки. Национальное возрождение в Печенежине осуществляли Кирилл Трилевский, Иван Чупрей, Василий Грабовецкий, Федор Шелковый, Иван Дувирак, Иван Семенюк, Юрий Козьменко и другие. Важную роль в формировании патриотизма и восстановлении исторических традиций сыграли спортивно-пожарные общества «Сич» и «Сокол». Организатором Печенежинской Сечи в 1900 г. был выдающийся деятель Иван Чупрей. Он работал секретарем у доктора Кирилла Трилевского, собрал собственную библиотеку, издавал календари «Запорожец» и «Атаман». Печенежинская «Сич» была одна из лучших на Коломыйщине. В нее входило около двух сотен юношей и девушек, которые часто собирались в читальные Просвещения, где ставили представления, знакомились с историей украинского народа, проводили разные упражнения. Здесь действовали курсы обучения неграмотным. Печенежинские сечевики активно участвовали в сечевых праздниках в Коломне (1909 г.), Станиславе (1911 г.), Львове (1912 г.). Деятельность Сечи воспитывала патриотов, будила крестьян к национально-сознательной, активной жизни. Этому способствовало в первую очередь то обстоятельство, что Печенежин имел своих дирижеров, певцов, ораторов, актеров. Каждое воскресенье в читальные «Просвіти» ставились спектакли, проходили концерты. Самые сознательные «сечевики» в 1914 г. вступили в легион Украинских Сечевых стрелков, который стал зародышем украинской армии. Десятки печенежинских юношей-патриотов прославили себя в боях во Львове, на Лисоне. Это Бойчук Федор, Дыблюк Василий, Кошек Василий, Котов Онуфрий, Сметанюк Юрий, Чупрей Юрий.

Первая мировая война нанесла большие страдания и разрушения поселку. Более 70 печенижинцев были мобилизованы на фронт. Уже в октябре 1914 г. русские войска, прорвав фронт, заняли Коломыйщину. В Печенежин вступили грабившие крестьян черкесские казаки преследовали патриотов. Во время войны были уничтожены и повреждены многие дома, а более ста — сожжены. Мировая война активизировала национально-освободительное движение. Осенью 1918 г. Австро-Венгерская империя доживала последние дни. Этим воспользовались галичане и в результате Ноябрьского чина 1 ноября 1918 перебрали власть в свои руки и провозгласили образование Западноукраинской Народной Республики (ЗУНР). Начался процесс формирования украинской государственности. В Печенежине было создано свое украинское правительство, которое возглавил судья Геник-Березовский. Этот период в исторических источниках назван «Печенижинской республикой», просуществовавшей 3 месяца. В правительство — Украинский Национальный Совет — был избран печенежинец Гриц Дувирак. Он был в составе делегации галичан во время провозглашения в Киеве на Софиевской площади 22 января 1919 Акта Злуки ЗУНР и УНР.

Поляки не могли смириться с существованием ЗУНР и начали войну. В этих условиях правительство ЗУНР 13 ноября 1918 приняло закон о реорганизации своего войска — Украинской Галицкой Армии (УГА). Сознательные патриоты Печенежина воевали за независимость украинского государства в рядах УГА в 1919-1920 гг. Часть из них отдала свою жизнь за свободу и независимость Украины. Так, Козьменко, старший десятник УГА, погиб в бою с поляками, обороняя Львов 30 декабря 1918 г. Умерли от ран Дмитрий Гандзяк и Иван Шовковый. Память о них увековечена символической могилой борцам за свободу Украины, которую благодарные односельчане построили в 1990 г. На мраморных плитах отчеканены имена 36 Украинских Сечевых Стрельцов и 57 воинов Украинской Галицкой Армии, выходцев из Печенежина.

Могила борцам за свободу Украины, 1990 г.

Осенью 1919 г. на западноукраинских землях была установлена польская оккупационная власть. Печенежинцы сопротивлялись политике полонизации, требовали восстановления «Просвещения». В 1921 г. в поселке была создана ячейка УВО (Украинской Военной Организации) и открыта читальня «Просвіти». Она стала средоточием возрождения национального сознания, образования и культуры. Вокруг «Просвіти» группировались общества «Сокол», «Родная школа», «Союз украинок», «Каменщики». При читальном работали кружки художественной самодеятельности. Драматический кружок, энтузиастами которого были М. Семенюк, Ф. Ткачук, М. Дивульский и другие ставил представления на украинскую тематику. Популярностью пользовались хоры в Печенежине: смешанный и мужской. Первым дирижером был Иван Дувирак, а активными участниками хора были И. Горук, братья Дувираки Василий и Олекса, В. Чемерис, А. Козьменко, В. Якуб

Хор в Печенежине, 1934г.

При читальне был организован смычной и духовой оркестры. Три скрипки для оркестра изготовил известный резчик Николай Семенюк. Бессменным руководителем духового оркестра был Дмитрий Мацькив. Массовой женской организацией была «Союз украинок». Она занималась культурно-просветительской деятельностью среди женщин, организовала кружки рукоделия, кулинарии. Возглавляла «Союз украинок» Шелкова Анна. В 1927 г. в Печенежине была открыта «Родная школа», которая содержалась за счет родителей и школьного фонда Педагогического общества. В школе дети получали начальное образование, знакомились с украинской историей, литературой, географией. «Родную школу» в Печенежине окончил также академик Владимир Грабовецкий.

Вторая мировая война для галичан началась 1 сентября 1939 года. Многие печенижинцы в это время служили в польском войске и с первых дней войны вынуждены были вести неравные бои. Часть из них погибла, а большинство оказались в немецком плену. С 20 сентября 1939 г. в Печенежине начали создавать органы власти новые хозяева с востока. В первую очередь были запрещены общества «Просвита», «Союз украинок», а патриоты-активисты были заключены в тюрьму. Их содержали в Печенежинской и Коломыйской тюрьмах, где они бесследно исчезли. В 1940 г. Печенежин стал центром района. Здесь начали работать промкомбинат, школа, аптека. Новые власти создали инициативную группу из 23 человек для организации колхоза. Создать колхоз не успели. 1 июля 1941 г. поселок оккупировали немецко-фашистские войска, установившие свой «новый порядок». Гестаповцы арестовали и расстреляли в Шепаровском лесу почти две тысячи жителей в основном еврейской национальности, многие вывезли на каторжные работы в Германию. Крестьяне вынуждены были сдавать хлеб, мясо. Благодаря наступлению войск 1-го Украинского фронта 26 апреля 1944 года Печенежин был освобожден. Но прорвать немецкую оборону в Карпатах не удавалось до середины июля 1944 г. В результате военных действий в Печенежине была разрушена школа, больница, более 600 жилых домов, сожжена церковь Архистратига Михаила. С фронта не вернулись около 140 печенижинцев. Большинство из них погибло в Прибалтике и на территории Польши. В поселок вернулись советские оккупанты. Многие печенижинцы умерли от эпидемии тифа и голода 1946-47 гг.

В годы второй мировой войны активизировалась борьба украинского народа за свое освобождение. Высочайшей формой национально-освободительного движения в 40-50 гг. была героическая борьба Украинской Повстанческой Армии, в ряды которой влился цвет украинской нации. За свободу Украины воевало почти сто патриотов-печенежинцев. Большинство из них были в сотне Михаила Москалюка «Спартана». Они нападали на вражеские гарнизоны, взорвали и разобрали тюрьму в Печенежине, сорвали два железнодорожных моста, чтобы воспрепятствовать вывозу людей в Сибирь. Организаторами сотни УПА в Печенежине были Павлюк Дмитрий «Отважный» и Соколишин Михаил «Белый». С их помощью удалось организовывать сетку ОУН-УПА на Коломыйщине. С приходом большевиков они были арестованы и после пыток в Станиславской тюрьме казнены. 68 героев-печенежинцев отдали свою жизнь за свободную соборную Украину, а 25 повстанцев были репрессированы и осуждены на 10-25 лет каторги и лишение прав. Большинство из них не вернулось на родную землю. 20 января 1945 г. после жестоких пыток в центре Коломыи было казнено из-за повешения станичного УПА Ивана Майданского «ИМА». Вся семья повстанца, в том числе трехлетняя дочь Орися, была вывезена в Коми АССР. 20 января 2000 г. на месте казни Майданского Ивана установлена и освящена мемориальная доска.

Чета сотни «Спартана», 1945 г.

Смертью героя погиб Прокопий Рыбчук “Лис” 2.02.1950 г. Пылый патриот, музыкант и спортсмен он был ординарцем у сотенного “Спартана”. Предатель показал место, где находились повстанцы. Каратели окружили деревню и тайник. Пытаясь захватить сотенного живым, эмгебисты обещали золотые горы за сотрудничество, но тщетно. Герои покончили жизнь, чтобы не сдаться врагу.

В 50-х годах в основном было завершено восстановление селения. В 1950 г. на территории бывшего нефтеперерабатывающего завода начал работать мебельный комбинат, где производились шкафы и столы. Одновременно был основан колхоз им. И.Франко, объединявший 292 двора. В 1959 г. артель была объединена с колхозом с.Малый Ключев и названа именем А. Довбуша. Крестьяне вынуждены были за мизерную плату работать в колхозе, который специализировался на льноводстве и животноводстве. Возобновил свою работу кирпичный завод. Работники Печенежинского лесничества (лесничие Кудляк М. И., Равлюк И. П., Сметанюк А. В.) приложили много усилий, чтобы восстановить лесные насаждения Карпат, которые были варварски вырублены в послевоенные годы. Украшением поселка и зоной отдыха стал дендропарк в урочище «Дуброва». В 1973 г. ученики Печенежина и окрестных сел начали учиться в новой средней школе.

С развертыванием национально-освободительного движения печенежинцы активно включились в борьбу за независимость Украины. 11 сентября 1989 г. на горе «Замок» взвился сине-желтый флаг — предвестник независимости. Одновременно в поселке были созданы первые демократические организации-ячейки Общества украинского языка им. Т.Шевченко и Народного Руха Украины. По их инициативе 4 ноября 1990 г. в центре поселка была открыта и освящена могила борцам за свободу Украины. На гранитных плитах отчеканены имена односельчан – воинов УСС, УГА и УПА.

Печенежинцы единогласно одобрили решение Верховного Совета РСФСР о принятии Акта Независимости Украины и поддержали его на Всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 г.

Обновляется современный Печенежин. В центре поселка красуется церковь Архистратига Михаила, построенная усилиями греко-католической общины на месте сожженной в 1944 году церкви и освященная 21 ноября 1998 г. Активным организатором ее строительства был Федор Сметанюк. Поселок полностью газифицирован, украшают его современные торговые комплексы и новые дома, отделения ПриватБанка, усадьбы зеленого туризма.

Церковь Святого Архистратига Михаила, 1998г.

Печенежинцы уважают своих славных земляков и гордятся ими. Академик Грабовецкий Владимир Васильевич, родился в 1928 г. в Печенежине. Здесь учился в Родной Школе, продолжал обучение в гимназии, окончил исторический факультет Львовского университета в 1952 г. Более 20 лет работал во Львове, а с 1975 г. возглавляет кафедру истории Украины в Прикарпатском национальном университете им. Стефаника. Около 50 лет исследует и изучает историю карпатского опришковского движения, жизнь и деятельность легендарного героя Олексы Довбуша.

Богатая печенежинская земля известными людьми, народными талантами. Среди них известный резчик, будитель национального сознания Николай Семенюк. Родился он в 1902 г. в простой крестьянской семье. Отец его был известным резчиком-самоучкой и преподавал резьбу по дереву в школе искусств г. Коломыи и Каменце-Подольском.

Еще в молодые годы Николай Семенюк был руководителем драматического, активным участником хорового кружка, а для оркестра собственноручно изготовил три скрипки. Главный его талант проявился в искусстве резьбы. Изделия мастера отличаются безупречностью исполнения, рельефным изображением, не перегруженными узорами, а преобладает «сухая» резьба.

Большинство работ Николая Семенюка находятся в частных коллекциях, но есть они и в Коломыйском музее Гуцульщины и Покутья, в частности, там выставлены бандура его работы, декоративные тарелки, рахивки, троицы. Традиции резчика продолжают М. Ровенчук, В. Явдошняк, В. Скрипник, П. Гаврищук и В. Ровенчук.